ГлавнаяЛучшее место и способ развития речи – прогулки на улице!

Лучшее место и способ развития речи – прогулки на улице!

Лучшее место и способ развития речи – прогулки на улице!

Ребенок, гуляя на улице,  расширяет свое представление об окружающем его мире, набирается впечатлений. Впитывая образы, предлагаемые улицей: разглядывая дома, людей, машины, деревья, птиц, животных, узнавая новые звуки и запахи – ребенок получает естественный импульс к тому, чтобы обозначить все это богатство словами. 

Новые наблюдения, а значит и новые впечатления ребенок накапливает, если активно двигается: бегает по дорожкам парка, лазает по лесенке на детской площадке, гоняет голубей, рассматривает снежок или лед, песочек или водичку в луже. Иными словами, двигательная активность юного исследователя становится обязательным условием его речевого и мыслительного развития.  

Чем еще привлекательны прогулки для развития речи – так это тем, что речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас малыша, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка. 

 Варианты: 
Старайтесь разнообразить свою речь, употребляя синонимы: мокрый песок можно назвать влажным, сырым; приучайте ребенка сравнивать и анализировать: утром песок был влажным от росы (после дождя), а днем высох под ярким солнышком. Разглядывая песочек вместе с ребенком, обращайте внимание на то, что сухой песочек сыплется, а из влажного лучше куличики получаются, потому что он «склеивается» водичкой. Играя в песочнице, насыпая песок совочком в ведерко или в формочку, нагружая игрушечный самосвал, прокладывая дорогу в песочном бездорожье, малыш время от времени должен слышать то, как мама называет эти предметы. Слыша в маминой речи слова: песок – песочек – песочница – песочный, – ребенок постепенно знакомится со словообразовательными секретами языка, учится различать «добрые» и «злые», «большие» и «маленькие» слова.  

Строим простые фразы, постепенно усложняя: «Белка!» «Белка прыгает», «Белка кушает орех», «Белка спряталась за ветку».  

Для правильного грамматического строя речи очень хорошо считать на улице: однА краснАЯ машинА, двЕ краснЫЕ машинЫ, …пять краснЫХ машин. Таким образом вы развиваете внимание, запоминаете цвет, согласовываете части речи. Считать можно кошек, камни, листья и т.д. 

Играем со звуками: находим вокруг предметы на заданный звук, называем, какой по счёту в слове нужный нам звук «Ш» (коШка – третий), отвечаем на все вопросы так, чтобы первым звуком в словах был заданный звук «С» (имя – Самат).  

Игра «Один-много». У меня одна палка, а у тебя много палок, у меня один одуванчик, у тебя три одуванчика (много одуванчиков). 

Загадки. Загадываем слово, которое есть вокруг вас и называете первый звук или описываете. Малыш отгадывает. 
Какие еще впечатления на прогулке смогут послужить вам опорой для импровизированных занятий по развитию речи, подскажет ваша наблюдательность и фантазия.   

 Важно только помнить, что:  
- яркое впечатление, положительная эмоция – одно из самых действенных средств побуждения малыша к речи. Иными словами, под их воздействием у ребенка возникает сильное желание поделиться увиденным, и он пытается сообщить об этом родителю. 
- впечатления на прогулке – естественная ситуация для общения, которое так необходимо ребенку для полноценного развития.  
- речь дает возможность не только понимать ближних, что, кстати, немаловажно для ребенка, но и узнавать новое, сочинять новое – выполнять сложнейшие мыслительные действия, связанные с познанием окружающего мира. 

Хороших вам прогулок на свежем воздухе и приятного диалога :).

Балгабеоква А.К., логопед
РГП «Детский сад «Қарлығаш» МЦ УДП РК.